Китайский рынок огромен — ВВП страны за 2022 вырос до $17,95 трлн. На фоне потери европейских и американского рынков переориентация экспорта на Китай и другие азиатские страны выглядит логичным ходом для многих российских поставщиков. Но нужно ли Китаю столько российского сырья?
Китай — крупнейший потребитель по многим видам сырья: на него приходится больше 50% общемирового потребления стали, никеля, меди. Но одновременно в Китае настолько мощное собственное производство, что в среднем страна импортирует только 20-25% того, что ему нужно из сырьевых товаров.
По большинству металлов, которые экспортируются из России, Китай является нетто-импортером. Ему легко поглотить российские объемы, которые до недавнего времени шли в Европу и США, Китай сможет только по двум видам сырья — железной руде и меди. Их Китай закупает в колоссальном количестве, и весь российский экспорт — 1% и 7% от объема китайского импорта соответственно.
По стали все существенно сложнее: те объемы, которые идут из России в «недружественные страны» (около 10 млн тонн), — это 70% всего импорта Китая. Российский алюминий — это по объему почти 100% импорта в Китай, никель — 30%, уголь — 40%. Чтобы поглотить такие объемы из России, нужно будет отвернуться практически от всех поставщиков, а это, если и произойдет, скорее всего, приведет к дополнительному снижению цен реализации.
Выгодно ли российским поставщикам переключаться на работу с Азией и, в частности, Китаем с точки зрения цен?
Цветные металлы здесь торгуются с премией к европейским котировкам. Так называемая китайская премия на никель и алюминий связана с тем, что в стране физический недостаток металла. Так что по этим металлам переориентация каких-то объемов с точки зрения ценовой конъюнктуры выглядит выигрышной. Сталь же, напротив, исторически торгуется в Шанхае с дисконтом к европейским и черноморским ценам, и за последний год дисконт вырос.
Как с точки зрения логистики?
Расстояние от Москвы до Китая составляет 5360 км против 1860 км до Германии, так что транспортные издержки при переориентации из Европы в Азию будут выше. Но, учитывая многочисленные логистические трудности, с которыми сейчас сталкиваются компании, вряд ли можно точно оценить, как повлияет переориентация на азиатские рынки на транспортные расходы.
Объективные проблемы с логистикой есть: нехватка контейнеров и судов в портах, а также дорожающий фрахт — все это привело к тому, что стоимость транспортировки подскочила. Рассматриваются альтернативные пути, но пока очевидных ключей к решению проблемы нет. Основная дополнительная нагрузка может лечь на РЖД, которые и так были перегружены в этом направлении. Так что рост расходов на транспортировку и сложности с отгрузкой практически неминуемы.
Что говорят металлургические компании?
Из металлургов тяжелее всего ситуация сейчас складывается у производителей стали: последние пакеты санкций затронули крупнейших акционеров компаний, соответственно, компании хотя и сами не попали в SDN-лист, но столкнулись с рядом серьезных проблем. Основная из них — невозможность проводить платежи в валюте. Это ударило по экспортным поставкам даже сильнее, чем необходимость уходить с европейского рынка и спешно переориентироваться на другие страны.
К сегодняшнему дню избежать этих проблем смог НЛМК: возможно, санкции ЕС и США не затронули компанию из-за наличия прокатной мощности в США и Европе, которые пострадали бы из-за ограничительных мер. Соответственно, сейчас НЛМК имеет наименьшие сложности с поставками своих полуфабрикатов в Европу и с проведением платежей. Есть надежда, что увеличение экспортных поставок НЛМК немного освободит место на «тесном» российском рынке.
Что с нефтью?
Китай — это еще и огромный рынок нефти: объем ввоза «черного золота» составляет более 500 млн тонн в год, что в 5 раз превышает весь экспорт из России.
Если посмотреть на российский экспорт в целом, то отгрузка нефти продолжается, хотя и не на 100% - проблемы есть, но они постепенно решаются. По словам «Транснефти», в апреле ожидается 15%-ный рост отгрузки в портах. Дисконт на российскую марку Urals остается в размере $30 на баррель, и то, сколько он продлится, зависит от того, сколько продлится обострение в геополитике. Компании с иностранными трейдерами сейчас находятся в более выгодном положении, в частности, «Лукойл» (модель продаж этой компании построена через собственного трейдера, зарегистрированного в Швейцарии).
Что пользуется наибольшим спросом в Китае
В Китае очень востребованы сельхозпродукция, полуфабрикаты, сырье для деревоперерабатывающей, химической, пищевой и легкой промышленности. Ниже представлен список самых востребованных российских товаров, которые мы рекомендуем экспортировать на китайский рынок.
Современный рынок лома нержавеющих сталей все больше обособляется от рынка черных металлов и превращается в самостоятельную отрасль, По оценкам экспертов, объем нержавеющей стали, полученной из лома, составляет более 40% от всего объема производимого металла.
Древесина и пиломатериалы
Наибольшую ценность предоставляют пиломатериалы из хвойных деревьев Сибири. Для производственного процесса китайцы чаще всего приобретают необработанную доску. С не меньшей охотой экспортируются отходы деревоперерабатывающей промышленности.
По утверждению экспертов, спрос на продукцию будет расти в силу всевозрастающего спроса текстильной, пищевой, фармацевтической и бумажной промышленности.
Медь
В 2014 году спрос на медь в России упал, но с внутреннего рынка сырье пошло на экспорт. Повышенному спрос на цветной металл за границей способствовала отмена пошлины на медные катоды. В первую очередь на подешевевший металл обратили внимание азиатские страны, в том числе Китай.
СБС-битум
По сути, СБС – это искусственный каучук. Он придает битумам гибкость даже при низких температурных режимах. С научной точки зрения это полимер (стирол-бутадиен-стирол), обладающий высокой эластичностью.
Лузга гречихи
Если учесть тот факт, что производство гречихи в Китае за последние пятнадцать лет сократилось практически вдвое, и продолжает неуклонно сокращаться, а потребность в ней постоянно увеличивается, спрос на сырье в ближайшие годы будет стабильным.
Экспорт продуктов питания из России в Китай
Зерновые культыры:пшеница и ячмень
Большой потребительский спрос на зерновые культуры, ввозимые в Китай, напрямую виляет на их ценообразование. Розничные цены на зерновые в Китае намного выше российских, благодаря чему продажа зерна и продуктов его переработки в Поднебесную – выгодное занятие.
Шоколад и конфеты
Мировой спрос на шоколадное сырьё стабильно растет на 2% в год. К таким заключениям пришли консультанты аудиторской фирмы KPMG. Был отмечен восходящий тренд развития на российском рынке. По оценкам аналитиков к 2016 году покупательский спрос на шоколад и конфеты увеличится на 45%. Аналогичный спрос ожидается и в Китае.
Кедровый орех
На экспорт в Китай попадает 50-90 % дальневосточного и сибирского кедрового ореха из России. Китайская промышленность перерабатывает тысячи тонн российской продукции, но основную часть перепродает в другие страны.
Импортный потенциал китайского рынка сухого молока традиционно высок. Во второй половине 2015 года рост закупок сырья восстанавливается. Российские переработчики получают новые конъюнктурные возможности успешного начала экспортного бизнеса.
Мёд и продукты пчевоводства
Китайцы проявляют большую заинтересованность к таким продуктам пчеловодства, как мед, маточное молочко, пчелиный яд. Высоко ценятся пищевые и лекарственные продукты, в основу которых заложены вышеперечисленные компоненты.
Соя
Россия обладает достаточным потенциалом для увеличения производства сои. Наращивание производства смогло бы удовлетворить потребности в продукте внутри страны, а также наладить экспорт для основных импортеров, одним из которых является Китай.
Китайские производители остро нуждаются в муке разных сортов, поскольку собственных производственной мощностей недостаточно для удовлетворения внутреннего и спроса и экспорта сырья в другие страны.
Подсолнечное, рапсовое и соевое масло
Экспорт подсолнечного масла только начал набирать обороты. Эта ниша рынка до сих пор не переполнена игроками. На рынке представлены как китайские производители, так и иностранные. Основные экспортеры подсолнечного масла – Аргентина, Украина и Россия.
Минеральная вода
Нехватка источников минеральной воды создала благоприятное поле для импорта продукции из других стран. Прогнозы аналитиков говорят о том, что через 4-6 лет спрос на воду в Китае превысит предложение. Уже сейчас китайский рынок бутилированной и минеральной воды активно осваивается российскими производителями.
Спиртные и безакогольные напитки
Культура потребления винных напитков в этой восточной стране сложилась давно, но за последние два года наметился восходящий тренд на закупку более широкого ассортимента винно-водочных изделий. На рынке безалкогольных напитков создается приблизительно такая же ситуация.
Куриные лапки